Мир женщины. Сайт для Женщин и Девушек, но и Мужчины найдутздесь много полезного и интересного! Как Выйти Замуж, Сонник, Гороскопы, Этикет, Маникюр, Воспитание Ребенка,  Все о Косметике, Прически,  Самомассаж лица, Любовь и взаимность, Психология towomen.ru

Меню Сайта

 

Главная

О Моде

Как Выйти Замуж

Сонник

Этикет

Маникюр

Прически

Гороскопы

Все о Косметике

Заговоры, Обереги, Молитвы, Подходы

Самомассаж лица

Любовь и взаимность

Истории Любви Знаменитых Людей

Некоторые болезни женщин

Все Болезни

Первая помощь

Воспитание Ребенка

Как женщине обращаться с мужчиной

Психология отношений

Стройная Фигура

Фитотерапия — лечение растениями

Энциклопедия Комнатных Растений

Выбор Комнатных Растений, Уход и Размножение

Сборник Кулинарных Рецептов

Переработка молока в домашних условиях

Когда необходимо обратиться с ребенком к психоневрологу!

Консультация четвертая. На этот вопрос дает ответ врач Н. В. Римашевская

Нас часто пугает предложение обратиться с ребенком к психоневрологу. Это происходит потому, что представление о психических расстройствах связано у большинства людей с их крайними проявлениями: нелепым поведением, слабоумием, физическим недоразвитием. Большинству взрослых не приходит в голову, что сами они, совершенно здоровые люди, бывают иногда в состоянии психического расстройства: нарушение сна, отсутствие аппетита, длительные спады настроения, всевозможные навязчивые действия, мысли и, наконец, страхи говорят об этом. Мы обычно  не любим вспоминать об этих тягостных состояниях и не знаем порой, что в подобного рода случаях нам мог оказать помощь врач-психоневролог. По той же самой причине мы часто оставляем наших малышей без необходимой им помощи, предоставляя им самим справляться с мучительными и не всегда безобидными состояниями.

Поговорим о тех психических расстройствах, которые встречаются в раннем возрасте.

В целом у здоровых малышей могут возникать на непродолжительное время различного рода отклонения: разнообразные диспепсические расстройства (нарушение стула в виде запоров или поносов без повышения температуры, срыгивания, рвоты), повышенная плаксивость, нарушение сна (в виде затрудненного засыпания, поверхностного сна с частыми пробуждениями) и т. д. Особенно часто возникают такие нарушения у малышей, матери которых во время беременности перенесли тяжелые токсикозы, различные заболевания, угрозы выкидышей, а также если в период родов были указания на возможную родовую травму. Часто такие расстройства возникают у детей, страдающих аллергическими расстройствами, в частности экссудативным диатезом, в период инфекционных заболеваний и особенно после них, а также в период прорезывания зубов.

На прорезывание зубов необходимо обратить особое внимание, так как часто на них «списывают» многие состояния, которые не имеют к ним никакого отношения. Обычно у здорового малыша процесс прорезывания зубов сопровождается небольшой раздражительностью, повышенным «интересом» к полости рта (малыш все «пробует на зубок») и слюнотечением. В редких случаях отмечаются нарушения стула и ухудшение аппетита. И уж совсем нельзя связать процесс прорезывания зубов с подъемом температуры, особенно до 38—40°. Безусловно, в период прорезывания зубов организм ребенка ослаблен, потому на этом фоне часто возникают различные вирусные инфекции. А то, что он все тянет в рот, способствует активизации патогенной микрофлоры, что может привести к разнообразным   диспепсическим   расстройствам.

Надо сказать, что ребенок рождается с прекрасно развитым телом и с совершенно незрелой психикой. И если при любых условиях его тело все равно останется человеческим, то станет ли он психически полноценным человеком, зависит целиком от окружающей среды, а точнее, от нас с вами.

Обратимся к некоторым примерам нервно-психических нарушений раннего возраста.

Мама пришла к нам с 2-месячным Алешей, с жалобами на то, что ребенок ест только в состоянии сна. Попадание даже крошечной капли пищи в рот ребенка в состоянии бодрствования вызывало рвоту. Кроме того, ребенок совершенно не испытывал чувства голода, не реагировал на мокрые и грязные пеленки, холод, никогда не кричал. При этом у ребенка были сильные запоры, ежедневно ему приходилось делать клизмы. Как мы видим, у такого ребенка отмечаются очень грубые расстройства инстинктивной и соматовегетативной сфер. Любое из перечисленных нарушений, перенесенное в животный мир, делает крошечное существо нежизнеспособным: оно погибает либо от голода, либо от холода, либо от непроходимости кишечника. В человеческой среде, разумеется, этого не случится. Мама будет кормить его во сне, вовремя переоденет и очистит животик. Со временем психические функции «дозреют» или «поправятся», и ребенок будет нормально развиваться. Однако такие отклонения в развитии могут быть и первым сигналом о возможных будущих отклонениях психического развития в более старшем возрасте, как было у Алеши, хотя вовремя начатое лечение предотвратило более серьезные расстройства.

Маленькую Аню в возрасте 3 месяцев принесли к нам с жалобами на то, что она очень плохо ест: почти не сосет, спит во время кормления, приходится ее постоянно будить. Засыпает сразу после кормления, днем почти не бодрствует. Вечером самостоятельно не засыпает, кричит настолько сильно, что несколько раз госпитализировалась в детские больницы с' подозрением на острый аппендицит или другие острые заболевания брюшной полости. Ночью почти не спит, много плачет, кричит, постоянно находится на руках, успокоить ничем нельзя.

Такое состояние с извращением суточного ритма «сон — бодрствование» и «немотивированными» приступами крика (немотивированные они только на первый взгляд) требует также обязательной консультации специалиста, наблюдения и лечения.

По мере созревания психики ребенка особое внимание нужно обратить на развитие его эмоциональной сферы, т. е. способности выразительно реагировать на различные внешние или внутренние раздражители, причем отличием здоровых реакций от болезненных будет служить их адекватность (соответствие ситуации). Надо сказать, что для здорового ребенка характерно богатство эмоциональных реакций. В ряде случаев развитие эмоций имеет один полюс. Ребенок производит впечатление слишком серьезного («маленького старичка»), который не умеет радоваться и улыбаться. Обычно это сочетается с уменьшением количества вокализаций (голосовых реакций). Бывает и наоборот. Ребенок постоянно находится в состоянии благодушия. Его невозможно рассердить, никакие манипуляции не вызывают состояния недовольства, при этом обычно бывает сниженной реакция на дискомфорт.

Приведем два примера такого «однополюсного» развития эмоциональной сферы.

Мама шестимесячного Сережи обратилась с жалобами на то, что ребенок смотрит «сквозь мать», никогда не улыбается на обращение, ничему не радуется, полностью отсутствует «комплекс оживления». У восьмимесячного Жени во время обследования выявилось, что он совершенно безразличен ко всему неприятному, что с ним происходит. Он позволял переворачивать себя вверх ногами, прижимать ручки к телу и ограничивать его движения, спокойно относился, когда его брал на руки чужой человек, строгим тоном выговаривавший ему что-либо, когда мать уходила из  комнаты. Выражение лица при этом оставалось удовлетворенно-спокойным, иногда он улыбался  чему-либо, но реакций протеста не проявлял никогда. Надо сказать, что, к сожалению, такого рода эмоциональные   нарушения не вызывают никакого беспокойства родителей.  И если то, что ребенок безрадостен, еще обращает на себя  внимание, спокойный и «удобный» ребенок вызывает только положительные отзывы родителей. Они чаще всего говорят: «Он такой спокойный, словно и нет у нас ребенка».

Хочется подчеркнуть, что если такие качества ребенка сохраняются и после 1-го года жизни, ребенка лучше все-таки показать врачу. Такие формы поведения могут быть предвестниками весьма серьезных заболеваний нервной системы. И чем раньше будет оказана помощь, тем лучше.

Следующее расстройство, на которое мы хотим обратить внимание, — это периодически повторяющиеся спады настроения, сопровождающиеся капризным или жалобным плачем, когда успокоить или переключить ребенка нельзя. Часто такие малыши просыпаются уже со слезами на глазах, в течение дня настроение их колеблется, они возбуждаются перед дневным и ночным сном, долго не могут заснуть. Иногда такие состояния бывают настолько выраженными, что дети мечутся, по определению родителей «как будто лезут из кожи», причем взятые на руки, не успокаиваются, вырываются, создавая у родных впечатление, что они «не узнают их». Как вы понимаете, вмешательство специалиста необходимо.

Особое внимание нужно уделить очень важному психическому отклонению, достаточно редко встречающемуся в детском возрасте, но всегда свидетельствующему о серьезных расстройствах психики ребенка, — нарушению общения со взрослым. Как мы уже говорили, человек — существо сугубо социальное. Все человеческое он усваивает от взрослого, поэтому, если нарушается по каким-либо причинам нормальное   общение   младенца   со   взрослым, это всегда должно вызывать обоснованные опасения.

Родители обратились с годовалой Машей по поводу необычного поведения. С момента рождения девочка «не замечала» людей, совершенно не откликалась на обращение к ней, никогда не смотрела в глаза взрослым, не тянула ручек в сторону матери, не узнавала ее, взятая на руки, отклонялась, вырывалась, была «неудобной», «кукольной», могла ударить по лицу, ущипнуть, оцарапать. Отмечалась задержка речи (отсутствовала даже «лепетная речь») и становления двигательных навыков. Игры были своеобразны: потряхивания руками, верчение веревочек, подпрыгивания и раскачивания. Безусловно, такие признаки психических отклонений требуют обязательного наблюдения психоневролога.

Маленький ребенок не в состоянии понять многих явлений,  происходящих вокруг него, поэтому у него часто возникают   разнообразные страхи: страх громких незнакомых звуков, постороннего человека, заводных игрушек, бытовых приборов, различных медицинских манипуляций. Обычно это  бывает  нормальной адекватной реакцией на незнакомые  внешние раздражители. Совсем другое, если ребенок со страхом начинает реагировать  на знакомые  и  привычные  раздражители: игрушки, близких людей, ежедневные процедуры. Маленькая Аня с 3 месяцев стала панически бояться воды, из-за чего ее невозможно было купать, причем видимой причины тому не было.

Шестимесячная Аленка вдруг стала бояться свою мать, отталкивала ее, кричала, когда она входила в комнату.

Девятимесячный Коля неожиданно стал пугаться своей кроватки, громко кричал с расширенными от ужаса глазами, когда его клали в нее спать.

Десятимесячная   Надя   стала   бояться незнакомых людей, причем настолько  сильно, что к ней не мог приходить врач, приходить посторонние. Девочка не выносила присутствия людей, невозможно было появляться с ней в поликлинике, транспорте, магазине.

Описанные расстройства обычно не сопровождаются грубой неврологической симптоматикой, а являются, как мы говорим, функциональными (проходящими). Часто они возникают как проявление особой психической конституции, передающейся «по наследству» от родителей.

Особенно часто это встречается у детей, родители которых страдают различными неврозами.

При появлении описанных нервно-психических расстройств у детей раннего возраста пугаться не нужно. Обычно такие состояния довольно легко поддаются лечению, а иногда исправляются путем создания щадящего режима, уже отработанного специалистами. Если же врач назначает медикаментозное лечение, лучше все-таки последовать его совету. В нашей практике много примеров, когда дети с достаточно выраженными психическими расстройствами совершенно выздоравливали. Те легенды, что «у соседки ребенка залечили, совсем слабоумным стал», абсолютно несостоятельны. Если что-либо подобное и когда-то произошло, то только от того, что ребенок болен особо тяжелым психическим заболеванием, ведущим к слабоумию, которое на настоящем этапе развития медицины не поддается лечению. К счастью, таких заболеваний немного.

Нам представляется необходимым поговорить и о другом виде психических нарушений у детей раннего возраста, а именно о задержках психического развития. Довольно большое число детей на определенных этапах проявляют признаки задержки развития, чаще частичной (речевой, двигательной), очень редко полной. Причина этому — вредные воздействия на ребенка либо до рождения, либо в период родов. Эти задержки обычно хорошо компенсируются специально разработанными мероприятиями (физиотерапевтическими процедурами, педагогическими мерами и иногда лекарственными средствами). В этих случаях также совершенно необходим совет невропатолога, психоневролога и детского психолога, причем чем раньше будет обнаружена данная задержка развития, чем более точно будет выявлена ее причина, тем легче и своевременнее она сможет быть ликвидирована.

Даже крайняя степень психического недоразвития — олигофрения, которая возникает в результате раннего, обычно еще до рождения ребенка, повреждения мозга (в результате тяжелых заболеваний матери, ряда наследственных и хромосомных заболеваний), выявленная на 1-м году жизни, может быть в значительной степени компенсирована, особенно если родители своевременно обратят внимание на грубую задержку двигательных функций (удерживание головы, сидение, стояние, ходьба), фиксации взора, запаздывание проявления интереса к окружающему миру.

Безусловно, описанные состояния не исчерпывают всех возможных отклонений в нервно-психическом развитии детей. Мы не касались различных неврологических нарушений в виде параличей, парезов, симптомов повышенного внутричерепного давления, приступообразных судорожных состояний. Во всех этих случаях родители обычно обращаются к врачу сразу. Самое главное для родителей — это понять, что психика ребенка тоже болеет, так же как и его маленькое тело, которое должно переболеть множеством разных детских инфекций, чтобы устоять в борьбе с более серьезным врагом — болезнью, которая может встретиться в его взрослой жизни.

И если в поведении вашего малыша стали заметны пусть даже самые небольшие отклонения, помогите ему, обратившись своевременно к врачу-психоневрологу.

В нашей консультации хотелось бы затронуть еще несколько вопросов.

В некоторых случаях приходится встречаться с одними и теми же жалобами родителей: ребенок подолгу не засыпает, часто просыпается ночью, утром просыпается позже обычного. Всегда ли это признак какой-либо патологии? Если ребенок во всех других отношениях не вызывает опасений ни у педиатра, ни у невропатолога, то, возможно, эти проявления связаны с особым биологическим ритмом малыша. Почему-то папы и мамы забывают о том, что кое-кто из них любит засиживаться с книгой за полночь, «всю жизнь» плохо засыпает, очень чутко спит и с трудом встает на работу. Эти папы и мамы даже с некоторой гордостью говорят окружающим: «Что поделаешь, ведь я «сова». В противоположность им, другие мамы и папы «клюют носом» после девяти вечера, засыпают, «едва коснувшись подушки», и легко встают утром. Эти взрослые люди, называемые «жаворонками», также не вызывают ни у кого удивления: такой уж у них биоритм! Оказалось, что грудные дети тоже имеют свои «биоритмологические особенности», которые относятся к устойчивым индивидуальным свойствам и могут рассматриваться как один из вариантов конституции человека. «Жаворонки» быстро засыпают, а «совы» — значительно более длительное время. Относительная продолжительность сна у «сов» меньше, чем у «жаворонков», а сон у «сов» более чуткий. Как известно, «педиатрические нормы» требуют от детей определенного режима. Важно отметить, что у «сов» менее хорошие адаптивные способности, в дальнейшем проявляющиеся в повышенной тревожности, большей склонности к появлению невротических реакций. В литературе имеются данные, что у «сов» максимальная суточная температура тела отмечается в вечерние часы, что объясняет длительные субфебрилитеты у маленьких детей (повышение температуры до 37,3—37,5°). Разумеется, об этом можно думать лишь при исключении других заболеваний у ребенка. Таким образом, «частые пробуждения», «поверхностный сон» и некоторые другие особенности могут быть физиологичными для разных детей и вовсе не требовать лечения, хотя такие «неудобные дети» часто становятся пациентами невропатологов. В этих случаях лучше всего примириться с поздним засыпанием малыша и не мучить его многочасовыми укачиваниями на руках.

Следующий вопрос, который хотелось бы разобрать и который вызывает немалый интерес у родителей, — это вопрос о том, могут ли особенности воспитания детей вызывать психопатологические проявления у них. К сожалению, могут. Практически всех родителей можно разделить на две группы: родителей, которые совсем не знают, как нужно воспитывать ребенка, как он должен развиваться, и родителей с определенными установками, которые заранее знают, что ребенок должен, а что нет. Обе эти группы имеют свои достоинства и недостатки, хотя лично мне первая группа более симпатична, так как эти родители лучше чувствуют своего малыша и растят его, основываясь на собственных чутких эмоциях. Они чаще пытаются понять его потребности, чаще берут его на руки, более нежны и ласковы с ребенком. Незнание этих родителей быстро компенсируется всевозрастающим интересом к развитию малыша. Они быстро научаются всем премудростям родительской заботы, сохраняя теплый эмоциональный контакт с ребенком. Другая группа родителей заранее знает, как она будет воспитывать будущего ребенка. Их собственная жизнь бывает полна необычных диет, режимов. Часто и жизнь их детей, по их воле, становится необычной. Купание в проруби, немыслимые диеты могут до поры до времени не вызывать у детей каких-либо видимых отклонений, но это совсем не говорит о безвредности этих воздействий, а скорее о том, что бедные маленькие существа могут многое вытерпеть. Однако в ряде случаев, особенно у детей из так называемых «групп риска» (от родителей, страдающих различными неврозами, вегетативно-сосудистыми состояниями и особенно тяжелыми психическими заболеваниями) во время воспитательных экспериментов могут возникать неожиданные бурные психопатологические реакции.

...Папа 10-месячного Саши, длительное время лечившийся в психиатрической больнице, после выписки решил «закалять психику» ребенка. Маленького Сашу чересчур резко опустили в ванну. После затяжной реакции испуга в течение недели Саша утратил все приобретенные навыки: перестал садиться и вставать, улыбаться и даже смотреть на взрослых, прекратился лепет, мальчик не стал дифференцировать близких и чужих. Данный случай говорит о том, что дети из «групп риска» особенно чувствительны ко всем внешним воздействиям.

И наконец, еще один вопрос, который мы не можем обойти. Это вопрос о психическом здоровье матери грудного младенца. Множество зарубежных исследований посвящено влиянию различных психических отклонений у матерей, появившихся у них вскоре после рождения детей. Это, к сожалению, достаточно распространенное явление. Многие конституционные проявления (колебания настроения, не имеющие степени выраженности психического заболевания) после родов могут неожиданно проявляться с большей силой и достигать уровня настоящей депрессии. Это не должно пугать молодую маму. Беременность, роды, бессонные ночи, вопреки распространенному мнению об «обновлении женского организма», достаточно тяжелы для любой женщины. Кто-то это переносит легче, кто-то тяжелее. В некоторых случаях возникает депрессия. У женщины ухудшается настроение, появляется чувство физической слабости: сонливость, плаксивость, иногда чувство сжатия и тяжести в голове. Появляется тревога за ребенка, идеи самообвинения в том, что у ребенка «что-то не так», возможны навязчивые идеи о том, что он может умереть, иногда неопределенное острое чувство жалости к себе, ощущение, что она и ее ребенок «никому не нужны». Зарубежные ученые убедительно доказали, что депрессия у матери может иметь влияние на развитие ребенка. В связи с этим хочется предостеречь мам: если у вас появились описанные признаки депрессии, не ждите ее усугубления, обратитесь к психоневрологу.

 

Психология отношений

Rambler's Top100