Мир женщины. Сайт для Женщин и Девушек, но и Мужчины найдутздесь много полезного и интересного! Как Выйти Замуж, Сонник, Гороскопы, Этикет, Маникюр, Воспитание Ребенка,  Все о Косметике, Прически,  Самомассаж лица, Любовь и взаимность, Психология towomen.ru
Loading

Меню Сайта

 

Главная

О Моде

Как Выйти Замуж

Сонник

Этикет

Маникюр

Прически

Гороскопы

Все о Косметике

Заговоры, Обереги, Молитвы, Подходы

Самомассаж лица

Любовь и взаимность

Истории Любви Знаменитых Людей

Некоторые болезни женщин

Все Болезни

Первая помощь

Воспитание Ребенка

Как женщине обращаться с мужчиной

Психология отношений

Стройная Фигура

Фитотерапия — лечение растениями

Энциклопедия Комнатных Растений

Выбор Комнатных Растений, Уход и Размножение

Сборник Кулинарных Рецептов

Переработка молока в домашних условиях

Психология младенца

Любопытно отметить, что, если история интереса естествоиспытателей к изучению особенностей поведения детенышей животных насчитывает несколько столетий, на развитие психики младенца внимание ученых было обращено сравнительно недавно — меньше века тому назад. Еще в конце XIX столетия некоторые ученые воспринимали маленьких детей как маленьких животных, лишенных какой бы то ни было психической индивидуальности и способностей. Своеобразной иллюстрацией подобного отношения является выдержка из письма одного ученого своему другу, в котором он сообщает о двухмесячном сыне   следующее:   «Это   настоящее  маленькое животное, прожорливое до бесконечности, которое бывает спокойно только, когда оно спит или у груди. Я никогда бы не воображал, чтобы маленький ребенок мог быть так всецело животным, лишенным каких бы то ни было инстинктов, кроме прожорства...»

Сегодня подобные слова вызывают лишь снисходительную улыбку специалистов, однако к их числу мы не можем отнести всех людей. Вероятно, что некоторые молодые папы, а возможно, и некоторые молодые мамы, прочитав эту цитату, могут вполне с ней согласиться. И совершат при этом ошибку. На самом деле психическая жизнь младенца настолько сложна, что до сих пор остаетсядо конца не познанной.

Оригинально задуманные и тонко проведенные эксперименты современных исследователей показали удивительное своеобразие внутреннего мира младенца, позволили увидеть законы, которым подчиняется рождающийся интеллект, наметить качественные этапы его развития.

В этой главе мы попытаемся помочь молодым родителям научиться распознавать в поведении своего ребенка особую ткань психической жизни, привлечь внимание к существованию достаточно сложного поведения и вооружить неопытного наблюдателя, какими на первых порах являются молодые родители, необходимыми знаниями о том, что происходит с ребенком в течение первого года жизни.

Итак, попробуем разобраться: что же представляет собой психическая жизнь младенца?

В младенчестве выделяют особый период новорожденности, который длится месяц или чуть больше месяца. Психологическим признаком завершения этого периода является появление у младенца улыбки на звук человеческого голоса, на разговор. Этот короткий период, однако, имеет решающее значение для всей дальнейшей жизни человека, так как его основным новообразованием является индивидуальная психическая жизнь новорожденного. Замечательный советский психолог Л. С. Выготский считал, что проявлением этой зарождающейся психики являются выразительные и инстинктивные движения новорожденного. Выразительные движения дают возможность маме угадывать такие психические состояния своего малыша, как хорошее настроение, радость, испуг, страх, раздражение, удивление. Стало быть, ребенок уже в состоянии сигнализировать о своих эмоциях. Инстинктивные движения новорожденного связаны с голодом, жаждой, насыщением, удовлетворением. «Конечно, мы можем говорить только о рудиментарном состоянии психической жизни новорожденного, — писал Л. С. Выготский, — из которой приходится исключить все собственно интеллектуальные и волевые явления сознания. Нет ни прирожденных представлений, ни действительного восприятия... ни, наконец, сознательного хотения или стремления. Единственное, что мы можем допустить с некоторым основанием, — это глухие неясные состояния сознания, в которых чувственные и эмоциональные части еще нераздельно слиты, так что мы можем их назвать чувственными эмоциональными состояниями или эмоционально подчеркнутыми состояниями ощущений. Наличие приятных или неприятных эмоциональных состояний обнаруживают уже в первые дни жизни ребенка по его общему виду, по выражению лица, характеру крика».

В этом исключительном преобладании нерасчлененных переживаний, в которых как бы слиты воедино влечение, аффект и ощущение, Л. С. Выготский видит один из трех важных моментов, характеризующих своеобразие психической жизни новорожденного и резко отличающих ее от психической жизни старших детей и тем более взрослого человека.

Родителей безусловно интересует вопрос о том, видит ли младенец лицо матери? Восприятие на этом этапе развития тесно слито с физическим состоянием ребенка и представляет из себя нерасчленное впечатление о ситуации в целом, причем доброжелательность, приветливость, теплота или угроза воспринимаются ребенком раньше, чем объективные элементы окружающего мира. Например, выразительные движения человеческого лица, в частности матери, вызывают у ребенка реакцию задолго до того, как у него развивается способность к раздельному восприятию формы, цвета или величины. В опытах известного, французского исследователя и врача Рене Спитца было показано, что в течение первых месяцев жизни ребенок реагирует на лица окружающих людей как на особые сигналы, в которых реакцию ребенка вызывают не отдельные элементы, такие, как глаза, нос или рот, а определенное соотношение этих элементов, соответствующее различным эмоциональным состояниям взрослого.

Своеобразие психической жизни новорожденного отражается и в особенностях социального поведения. Под социальным поведением понимается поведение человека по отношению к другим людям, общественным группам. В этом периоде ребенок еще «не осознает», что существуют другие люди, что кто-то обращает на него внимание и играет с ним, что люди отличаются от физических объектов окружающего мира. Ранее предполагалось, что у новорожденного отсутствует способность к специфическим человеческим формам реагирования на других людей.

Опыты же последних лет совершенно изменили представления о социальной активности новорожденных. Стало известно, что уже в первые дни жизни младенцы чрезвычайно своеобразно реагируют на речь взрослых, двигаясь в такт с ритмикой произносимых слов. Покадровый анализ видеозаписей позволяет заметить подобные движения рук или пальцев новорожденных. Оказалось, что и взрослые, обращаясь к младенцу, совершают аналогичные микродвижения и, более того, что ритмы движений младенца и близкого взрослого совпадают, а сама способность, названная синхронным взаимодействием, не зависит от того, на каком языке звучит воспринимаемая ребенком речь. Способность к синхронному взаимодействию оказалась специфически человеческой способностью, подобное поведение у животных до сих пор  обнаружено не было.

Другое не менее любопытное открытие состояло в обнаружении у новорожденных способности к подражанию. Существуют видеозаписи, демонстрирующие способность к подражанию даже у шестидневных малышей. На этих кадрах они высовывают язык, открывают глаза, рот в ответ на соответствующее поведение матери. Исследователи утверждают, что эти данные не были результатом простого совпадения и что младенцы высовывали язык именно в те моменты, когда язык высовывали их мамы, а не в те, когда они, например, открывали рот.

Синхронное взаимодействие при восприятии речи и подражание являются феноменами, скрытыми от глаз неискушенного наблюдателя. Более яркой и очевидной специфически человеческой реакцией является улыбка двухмесячного малыша на звук человеческого

голоса. Экспериментальные исследования последних лет позволяют выделить у новорожденного особую, специфически человеческую форму психической активности, которая направляет ребенка к достижению определенной цели и позволяет видеть уже у 5—6-недельных детей тенденцию к вычленению определенных закономерностей среди окружающих их явлений внешнего мира. Известный американский ученый Дж. Брунер утверждает, что младенцы активно ищут подобные закономерности.

Чешский исследователь Папаусек научил новорожденных от 6 до 9 месяцев поворотом головы включать цветные лампочки. Он отметил возникновение положительных эмоций в процессе поиска малышами связи между собственным поведением и происходящими во внешнем мире изменениями, которые иногда делали их неутомимыми в этом процессе, По мере обучения поведение детей менялось. Если вначале после правильно совершенного поворота они подолгу радостно смотрели в сторону загоревшихся огоньков, то со временем, повернув голову в нужную сторону, они бросали очень короткий взгляд на огни, как бы лишь для того, чтобы убедиться, все ли идет как надо: во внешнем мире разворачивается картина, соответствующая их ожиданиям. Таким образом, было продемонстрировано существование у детей поведения, направленного на получение элементарного знания о правилах существования явления в окружающем мире, существование определенной мотивации подобного поведения и, наконец, возможность формирования некоторых внутренних «ожиданий», соответствующих реальной картине определенных моментов внешнего мира.

Дж. Брунер провел не менее интересные эксперименты с детьми в возрасте от 5 до 6 недель. С помощью специальной аппаратуры он продемонстрировал возможность новорожденных регулировать показ изображений на экране при интенсивном сосании бутылочки.

Итак, основным новообразованием периода новорожденности является своеобразная индивидуальная психическая жизнь новорожденного. Конкретный   репертуар  поведенческих  реакций ребенка, с которым он приходит в новый возрастной период, достаточно широк: на протяжении первых недель жизни ребенок учится находить сосок, улучшается его способность сосать, он обнаруживает умение подносить ко рту и сосать собственный  кулачок, фиксировать взглядом и прослеживать движение медленно перемещающихся перед глазами предметов, а также улыбаться при виде человеческого лица и удерживать голову в положении лежа на животе. К концу этого периода ребенок начинает прислушиваться к речи взрослого, поворачивать голову на человеческий голос, некоторые младенцы криком реагируют на плач других детей.

Что нового появляется в поведении младенца!

Период новорожденности полностью завершается к началу третьего месяца жизни, и младенец вступает в новый этап своего развития. Возникшая в этом периоде индивидуальная жизнь претерпевает дальнейшие изменения. Каково же основное психологическое новообразование в этот период? Родителям необходимо знать, что именно в это время возникает психическая общность, особая связь младенца и матери. Именно эта связь, психологический контакт служат исходным пунктом дальнейшего развития у малыша осознания собственной личности. Иначе говоря, у ребенка на этом возрастном этапе возникает и господствует сознание «пра-мы», т. е. такое сознание общности себя и мамы, которое еще не включает сознание себя и поэтому лишь условно может быть обозначено как сознание «пра-мы».

Два важных факта подтверждают справедливость такой точки зрения. Во-первых, исследования показывают, что младенец не способен выделить из окружающего и осознать свое собственное тело и свое самостоятельное существование; он относится к своим рукам, ногам, пальцам как к посторонним предметам и бессознательно учится координировать их движения. Психическая жизнь младенца пока лишена своего центра сознания, у него отсутствует сознание своего поведения, деятельности, своей личности, следовательно, у него еще нет самосознания, однако есть смутно чувствуемые, переживаемые впечатления.

Во-вторых, экспериментально удалось установить, что для младенца социальные отношения и отношения к предметам вначале непосредственно слиты, его интерес к предметам зависит от возможности совместного переживания ситуации с другим человеком. Это было продемонстрировано в следующих экспериментах. От младенца постепенно отдаляли предмет, который по мере отдаления терял свою притягательную силу. Однако эта сила оживала с прежней интенсивностью, когда рядом с предметом в поле зрения ребенка появлялся человек. Важно, что в этом возрасте младенец еще совсем не понимает, что он может обратиться за помощью к взрослому, как это делают более старшие дети. Таким образом было показано, что только при соприкосновении предмета с другим человеком, в условиях психической общности, в условиях созерцания «пра-мы» у ребенка возникает желание, направленное на предмет.

Формирование сознания «пра-мы» во многом обусловлено своеобразием социальной ситуации развития в младенческом возрасте, когда в силу беспомощности младенца, незрелости его биологических функций он максимально зависит от взрослых и свое отношение к миру осуществляет с помощью или через других людей. Вот почему Л. С. Выготский называл младенцев максимально социальными существами, оспаривая взгляд на младенца как на чисто биологическое существо, не знающее ничего, кроме собственных внутренних переживаний, не способное ни к какому контакту с окружающими.

 

Психология отношений

Rambler's Top100