Мир женщины. Сайт для Женщин и Девушек, но и Мужчины найдутздесь много полезного и интересного! Как Выйти Замуж, Сонник, Гороскопы, Этикет, Маникюр, Воспитание Ребенка,  Все о Косметике, Прически,  Самомассаж лица, Любовь и взаимность, Психология towomen.ru
Loading

Меню Сайта

 

Главная

О Моде

Как Выйти Замуж

Сонник

Этикет

Маникюр

Прически

Гороскопы

Все о Косметике

Заговоры, Обереги, Молитвы, Подходы

Самомассаж лица

Любовь и взаимность

Истории Любви Знаменитых Людей

Некоторые болезни женщин

Все Болезни

Первая помощь

Воспитание Ребенка

Как женщине обращаться с мужчиной

Психология отношений

Стройная Фигура

Фитотерапия — лечение растениями

Энциклопедия Комнатных Растений

Выбор Комнатных Растений, Уход и Размножение

Сборник Кулинарных Рецептов

Переработка молока в домашних условиях

Психологический контакт между ребенком и матерью

Независимость с самого рождения — это главный психологический закон правильного воспитания, утверждают специалисты. Вероятно, многих читателей это удивит, ведь новорожденный совершенно беспомощен. Если лишить его специального ухода, если не выполнять требований правильного кормления, его здоровью и даже существованию может быть нанесен непоправимый ущерб. Все это так. Но не менее важно и то, что даже при идеальном уходе дети, лишенные психологически правильных отношений с близкими, получали непоправимые психические травмы, отзвуки которых прослеживались затем всю жизнь, да и их физическое здоровье оказывалось не таким уж крепким.

На первом году жизни ребенок тесно, непосредственно связан со своими родителями, прежде всего с матерью, но связью особой, психологической. Укрепление и правильная реализация этой связи зависит от того, насколько успешно будет разрешена родителями проблема независимости и самостоятельности ребенка. Здесь нет никакого

противоречия. Действительно, ведущей потребностью ребенка в этом возрасте является потребность в общении со взрослым, общении чисто эмоциональном, поскольку для обмена информацией наш малыш еще не готов. Эту потребность ни в коем случае нельзя игнорировать, ею нельзя пренебрегать ни ради здоровья, ни ради физического развития. Психологам и врачам известно много случаев, когда искажается психическое развитие ребенка, если он недостаточно общается с матерью. Особенно ярко это видно в том случае, если ребенок вынужденно разлучается с матерью, например попадая в больницу в возрасте до года. У многих малышей развиваются в этом случае так называемые явления госпитализма: сначала они становятся плаксивыми, грустными, боязливыми, при попытке общения они отчаянно прижимаются ко взрослому, требуют внимания. Если разлука повторяется, уход ребенка в себя усугубляется: малыш перестает играть, лежит в постельке, отвернувшись, на животе. Ребенок как  бы цепенеет, он сидит или лежит в течение многих часов неподвижно, с широко раскрытыми глазами, будто не воспринимая окружающего. Общение с ребенком становится все более трудным и, наконец, невозможным. Психическое и физическое развитие ребенка резко замедляется, у него нарушается сон, он теряет в весе, снижается сопротивляемость организма ко всевозможным инфекциям. Для возникновения этих явлений достаточно от одного до двух месяцев разлуки с матерью.

Мы описали крайний вариант нарушения развития младенца, возникающий при длительной разлуке с близкими взрослыми. Нарушения психического развития младенца подобного типа, хотя и менее выраженные, могут быть и в семье — при наличии и мамы, и папы. Это происходит в тех случаях, когда родители мало занимаются ребенком, редко берут его на руки, мало ласкают, мало разговаривают. Суровая мама, которая считает, что время, проведенное с ребенком, потрачено даром, которая уверена, что ребенок должен расти сам по себе и не мешать жить своим родителям, тем самым замедляет темп развития своего ребенка: он вырастет менее умным, чем мог бы, менее веселым, любознательным. Нередко такие дети в дальнейшем обретают так называемый дурной характер — упрямство, вредность, агрессивность или безынициативность, мрачность, подавленность. Недостаток материнской любви и внимания в первый год сказывается затем долгие годы.

Для того чтобы этого не произошло, между родителями и ребенком уже с самого рождения должна быть установлена правильная дистанция. Нередко у родителей нет правильного представления о том, где кончается их жизнь и они сами и начинается жизнь ребёнка и он сам. Это понятно: пока ребенок не появился на свет, ни о какой его собственной жизни не может быть и речи — он составляет одно целое с матерью. Родившись, он также на первый взгляд не обретает никакой самостоятельности. Младенец настолько беспомощен физически, что без непрерывного ухода и заботы он просто умрет. Своей физической беспомощностью он вводит в заблуждение родителей. Они полагают, что психически младенец так же не зрел, как и физически. На самом деле это не верно. Ребенок еще не может перевернуться с боку на бок, а уже осмысливает и накапливает опыт общения с папой и мамой. Когда родителям кажется, что вот наконец ребенок вырос настолько, что с ним можно общаться, они сталкиваются с довольно зрелой психикой, с любовью и привязанностью, которая оформилась в душе ребенка, с обидами, про которые ребенок еще не может рассказать, с целой системой ожиданий. Младенец — это не белая бумага, на которой родители пишут любые «тексты». Каждый младенец обладает яркой индивидуальностью, которую надо учитывать, если мама и папа хотят дружить с ним и не разрушить ту любовь и преданность, которые ребенок изначально к ним питает. Правильную психологическую дистанцию в общении с младенцем помогут выработать   два   правила   отношения к нему.

Первое правило: «Дитя — это гость в доме. Его можно любить и уважать, но властвовать над ним нельзя, ибо оно принадлежит жизни» — это правило сформулировано народом, стоявшим у истоков мировой культуры. Индусы записали это в своих древних книгах — ведах — задолго до нашей эры. Данное правило являет любовно-почтительное и в то же время отстраненное отношение к ребенку.

Второе правило родилось в психологии уже в нашем веке: «Младенец пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать ожиданиям своих родителей». Каждый ребенок приносит в мир свои цели, свои задачи, он должен пройти свой путь. Родители могут помочь ему раскрыть свою индивидуальность, свои возможности, утвердить уникальность своей личности. Эту задачу необходимо поставить перед собой уже сейчас, когда ребенок только появился на свет, именно потому, что он гораздо более развит психически, чем может это показаться. Следовательно, он более полноценный партнер в общении, чем кажется на первый взгляд.

Счастливая, уравновешенная мама — здоровый, радостный малыш

Ясно осознав, что ребенок — отдельный человек, не принадлежащий родителям с того момента, как перерезана пуповина, родители, во-первых, смогут непредвзято присматриваться к ребенку, открывать особенности его индивидуальности, принимать их такими, какие они есть, и приспосабливаться к ребенку, а не ломать его себе в угоду. Во-вторых, правильная психологическая дистанция поможет избежать феномена заражения, т. е. поможет родителям контролировать свое поведение, понимая, что ребенок не просто продолжение родителя, а отдельный человек, активно воспринимающий мир. Таким образом, отделив ребенка от себя, придав ему статус самостоятельности, родитель сможет ответственно контролировать свое поведение. Ребенок весь настроен на волну родителей. Его основная задача — как можно полнее чувствовать их. Это свойство родилось в процессе естественного отбора — без него не выживали. Значит, ребенок сверх восприимчив к воздействиям родителей, в частности матери. К каким воздействиям? Прежде всего к прикосновениям, ласке. Младенец не понимает речи, а только чувствует тон голоса, интонации, темп речи, т. е. он воспринимает как раз то, что взрослые менее всего привыкли контролировать. Итак, значимый язык для ребенка — это язык жестов и прикосновений, язык тона голоса и улыбки.

Малышу необходимы ласковые прикосновения матери, тепло ее рук, спокойные, неторопливые движения, сила и уверенность ладоней. Если же мама устала, расстроена, встревожена — руки выдают ее состояние. Прикосновения становятся резкими, неточными, неуверенными. Они порождают в младенце состояние дискомфорта и тревоги, ребенок становится беспокоен и плаксив, что еще больше усложняет жизнь мамы, усиливает ее дурное расположение. Круг замкнулся. А разомкнуть его может только взрослый, т. е. опять же мать. Она должна хорошо себя чувствовать. Когда ей хорошо, хорошо и ее ребенку.

Это не просто. Практически каждая женщина после рождения ребенка, особенно первенца, испытывает подавленное состояние. Ей кажется, что кончилась ее молодая беззаботная жизнь, наступила зрелость, навалилась ответственность. Прошло время, а что сделано, достигнуто, испытано? Какие возможности упущены? Навсегда ли? Да, многие возможности ушли безвозвратно. А заполнит ли этот маленький незнакомец жизнь, украсит ли ее? Все эти безответные вопросы мучают молодую женщину. Грусть и подавленность сменяются раздражительностью и тревогой. Почему-то начинают обижать нелепые мелочи, и слезы льются по любому ничтожному поводу. Это — проявление послеродового эмоционального кризиса. Он может быть длительным, а может пройти буквально через несколько дней. В таких случаях близкие могут очень помочь маме и, соответственно, малышу.

Чтобы негативные явления не приняли угрожающие формы, не перешли в депрессию, надо давать возможность молодой матери уходить из дому без ребенка хотя бы на полчаса. Усталость способствует депрессии, поэтому мама должна высыпаться..

Мудрый отец и муж не забывает, что его жена не только мать, но и женщина. Ей самой надо время от времени напоминать об этом букетом цветов, милым комплиментом, доверительным разговором, любящим взглядом.

Мама и сама должна следить за своим психическим состоянием. Отсутствие признаков депрессии еще не означает внутреннего благополучия.

По возможности мама не должна излишне переутомляться, постоянно уставать. Все домашние дела можно свести к разумному минимуму. Обдуманно распределить обязанности между всеми взрослыми членами семьи. Хорошая мать — это женщина, которая высыпается, с удовольствием ест, с удовольствием общается с ребенком и, кроме того, вообще любит получать радость от жизни. Часто бывает, что младенец полностью заполняет жизнь матери, ее содержательную сторону — ей так приятно, интересно общаться с малышом, что она никуда не хочет от него уходить. И это вполне естественно. Однако не менее естественно, что ребенок не отбивает желания сходить в кино, театр, в гости. Не отказывайте себе в этих удовольствиях, и пусть ваша семья вам поможет. Помогая маме, близкие обеспечивают малышу покой и комфорт. Психологически грамотное материнство поставлено на службу поддержания теплого, любовного общения с младенцем. Ради этого контакта можно отказаться от всего, но только не от смеха, бессмысленных словечек, которые изобретает для своего малыша каждая мама, от поцелуев и поглаживаний. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Не бойтесь его избаловать любовью.

Все это необходимо для того, чтобы ребенок благополучно миновал все рифы и подводные камни первого года жизни, когда вырабатывается очень важное психологическое образование — базисное доверие к миру. О базисном доверии младенца к миру уже упоминалось выше. Напомним, что это общая установка человека на отношение к другим людям и событиям в мире — доверие или недоверие. Психологи считают, что если младенец чувствует себя любимым (а чувствует он это только в том случае, если он много общается со спокойной и ласковой мамой, если его потребности быстро удовлетворяются, т. е. если он окружен внимательной заботой и нежным отношением), то у него вырабатывается базисное доверие к миру. Почему оно так важно для психического развития человека? Дело в том, что базисное доверие — фундамент двух важнейших «зданий» человеческой души: отношения к себе и отношения к другим людям. На основе доверия у ребенка формируется положительное отношение к самому себе (я любим, значит, я хорош), уверенность, способность правильно оценивать свои силы и возможности (адекватная самооценка), инициативность. Ребенок растет веселым и приветливым, любознательным и активным. К другим людям он относится с симпатией и интересом. Он способен дружить и чувствовать любовь, он будет способен вступать в длительные, глубокие и теплые отношения с другими людьми, в том числе и со своими родителями.

Если же у малыша не выработано базисное доверие к миру, то и к себе он будет относиться плохо, вырастет тревожным, неуверенным в своих силах, мрачным, агрессивным, упрямым. К людям будет относиться настороженно, боязливо. Такое отношение часто соседствует с капризностью, строптивостью, драчливостью... Любите своего малыша спокойной и активной любовью — это первостепенное психологически необходимое условие его счастья.

А. Я. Варга

 

Психология отношений

Rambler's Top100